Если приведение в порядок региональной сети — это чисто бюджетная задача, то развитие скоростных автомагистралей — это ниша для частных инвесторов, где ГЧП вписывается очень гармонично
Директор института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ
Транспортная сфера является традиционным лидером по объему привлеченных инвестиций. О том, какие отрасли транспортной инфраструктуры требуют особого внимания, рассказал специально в интервью «ГЧП Журналу» директор института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин .
Михаил Яковлевич, как вы оцениваете состояние транспортной инфраструктуры в России?
Ежегодно Всемирный экономический форум публикует итоги рейтингования всех стран мира по сотням показателей, среди них, в том числе показатели развития транспортной инфраструктуры в целом, а также состояния железных и автомобильных дорог, портов и авиации. Также ежегодно мы у себя в институте строим корреляционные кривые, сравнивая эти показатели с уровнем благополучия страны, измеренным через ВВП на душу населения; таким образом выстраиваются своего рода мировые линии. По данным за 2017 год, точка РФ по показателю транспортной инфраструктуры в целом лежит чуть ниже «мировой линии», соответственно, при нашем уровне материального благополучия критического отставания от мировых показателей здесь нет.
Совсем иная картина в сегменте автомобильных дорог, здесь отставание России колоссальное. Такая же ситуация имеет место, если мы перейдем от макроэкономических показателей к макрогеографическим. Так, по уровню транспортной обеспеченности, рассчитанному по коэффициенту Энгеля, Россия не попадает даже в сегмент стран БРИКС, и при всех оговорках на географические особенности наши показатели соотносятся с показателями стран африканского кластера. Для справки: по коэффициенту Энгеля, Россия проигрывает Польше в 3 раза, Турции в 1,3. При этом позиции России в не автодорожных отраслях транспортного сектора значительно выше — например, по состоянию железнодорожной инфраструктуры мы входим в первую мировую двадцатку.
Президент России поставил задачу в ближайшие шесть лет удвоить расходы на строительство и обустройство автомобильных дорог России, на эти цели должно быть направлено 11 трлн руб., в то время как в 2012–2017 годах было выделено 6,4 трлн руб. С чего начать решение этой масштабной задачи?
Очевидно, что политическая установка руководства страны, озвученная в послании президента России Федеральному собранию РФ, отражает остроту проблемы в автодорожной отрасли. Однако для того, чтобы разобраться с состоянием автодорог, необходимо понимать, что недостаток финансирования не единственная проблема, которая вызывает беспокойство.
Первое проблемное поле — дефицит протяженности, который выражается в следующем: если смотреть на схему автомобильных дорог образца 2018 года и времен Российской Империи, это одна и та же топологическая схема, ведущая из Москвы, в то время как связность страны должна быть сплошной. То есть ничего похожего на сеть автодорог, которая развита в США (Interstate Highway System) и в Китае, который работал над созданием автодорожной сети в течение последних 25 лет. Второе — дефицит пропускной способности: около 30% головных участков дорог на подходах к мегаполисам работают в режиме исчерпания пропускной способности. Третье, что вызывает опасение, — это состояние автодорог в целом. Хотя за последние годы Россия значительно продвинулась в этом направлении во многом благодаря принятию постановления правительства РФ «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета». В частности, по заявлению Росавтодора, порядка 80% федеральной сети находится в нормативном состоянии, очевидно, что на этом уровне инфраструктура поступательно приводится в порядок. Однако при общей оценке нужно иметь в виду, что федеральная сеть в России составляет около 50 тыс. км, в то время как общая протяженность российских дорог — 1,5 млн км. Причем за пределами федеральной сети ситуация критичная. Однако все же поручение главы государства — о том, что в дорожное хозяйство придут средства, — внушает оптимизм.
По моему мнению, мультиплицировать эффект от бюджетных вложений позволил бы уже реализуемый приоритетный проект «Безопасные качественные дороги». Несмотря на то, что по объему федерального финансирования проект невелик, за счет его реализации уже удалось привести в нормативное состояние улично-дорожные сети ряда агломераций, а также добиться результатов в части ликвидации очагов аварийности. Если в рамках этого проекта с уже налаженным менеджментом (проектное управление), наработанной инфраструктурой управления и документами транспортного планирования придут дополнительные деньги, это будет иметь колоссальный эффект для регионов. Очень важно направить деньги туда, где они будут работать.
Второе направление, которому правительством РФ должно быть уделено особое внимание, — развитие каркасной сети, то есть сети дорог высших технических категорий. Причем, где и сколько строить, уже давно известно, например, ГК «Автодор» давно разработана программа по развитию на территории страны федеральных скоростных автодорог. Если обратиться к цифрам для наглядности, то на территории США протяженность таких дорог превышает 100 тыс. км, в Китае в 1990‑е годы их не было вообще, однако уже сегодня китайская сторона опередила в этом направлении США, создав более 136 тыс. км дорог высших технических категорий, в то время как аналогичный российский показатель составляет чуть более 5 тыс. км. Хотя нужно иметь в виду, что все же в ближайшее время километраж этих дорог увеличится за счет строительства трасс М4 «Дон», М11 Москва–Санкт-Петербург, Центральной кольцевой дороги Московской области, где ряд участков создается на принципах государственно-частного партнерства.
В каких отраслях дорожной сферы ГЧП имеет наибольшие перспективы?
Если приведение в порядок региональной сети — это чисто бюджетная задача, то развитие скоростных автомагистралей — это ниша для частных инвесторов, где ГЧП вписывается очень гармонично. И очевидно, что шансы прихода частных денег в этот сектор лежат вне сферы отрасли, поскольку реализация дорожных проектов во многом зависит от макроэкономической ситуации и конъюнктуры рынка. Для развития скоростной сети по схеме ГЧП и эксплуатации объектов в формате платных дорог нет ни законодательных ограничений, ни потребительских и даже социально-психологических. С уверенностью можно сказать, что на сегодняшний день в России инфраструктура принятия частных денег в дорожное строительство создана, активное участие в этом процессе продолжает принимать ГК «Автодор».
Помимо масштабных инфраструктурных строек большую перспективу также имеют локальные проекты — это в первую очередь строительство железнодорожных переездов, которых в России уже за тысячи, в одном Подмосковье их за четыре десятка. И это достаточно успешная практика, потому что вложения инвесторов не грандиозные, а окупаемость — 100%, разумеется, при адекватных тарифах.
Трасса М11 Москва–Санкт-Петербург (15–58 км), Западный скоростной диаметр (ЗСД), 1 ‑ я секция ЦКАД, обход Одинцово — прошли ли эти проекты тест на готовность платить?
ЗСД — один из самых успешных проектов ГЧП, который полностью акцептован пользователем, причем трафик давно вышел на расчетный уровень. Что касается обхода Одинцово, он стал бы успешнее, если бы был организован еще один выход в Москву. Однако, как только будет построен Северный дублер Кутузовского проспекта, который находится в планах у столичных властей, созданная инфраструктура станет более чем комфортной. Еще интереснее участок 15–58 км трассы М11 Москва–Санкт-Петербург, поскольку этот проект претерпел серьезные сложности с реализацией — проблемными оказались и вопросы с трассировкой, и с историей Химкинского леса. Серьезно затянулись сроки его реализации, а расчеты, которые делались по тарифам и трафикам, относились к той оптимистической эпохе, когда в РФ была стабильная макроэкономическая ситуация и в целом наблюдалась высокая платежеспособность населения. В этой связи позитивный прогноз на окупаемость не совсем подтвердился на сегодняшний день, трафик оказался очень далек от расчетного. Какие перспективы? Мировой опыт основан на ставке на протяженные дороги, а не на короткие участки, поэтому, когда М11 заработает полноценно, трафик вырастет.
Является ли вовлечение бюджетной составляющей в ГЧП-сделках ключевым фактором их успешности?
Проекты ГЧП с отсутствием бюджетного участия являются скорее исключением, чем правилом. В первую очередь бюджетная составляющая имеет абсолютно принципиальный характер в тех отраслях, где окупаемость объекта неочевидна или долгосрочная, как в случае с автодорогами или железнодорожной инфраструктурой. Однако наивно полагать, что снять все инфраструктурные ограничения можно исключительно силами бюджета, поэтому в РФ создана вполне работоспособная схема привлечения частных инвестиций, в том числе уже активно апробируемая частная финансовая инициатива.
Впрочем, самый успешный пример находится в смежном сегменте инфраструктуры. К примеру, 28 лет назад в России не существовало сотовой связи, однако без всякого участия государства уже создана полноценная инфраструктура этой отрасли. Доказательством этого выступают наши позиции в уже названном рейтинге, где у нас 5‑е место. Однако этого могло и не быть, если бы потребители (по аналогии с автомобильными дорогами) не оказались готовыми платить за трафик. Можно утверждать, что ключевым пунктом в любых ГЧП-проектах является готовность пользователей платить за инфраструктуру; именно платежи пользователей обеспечивают приток частных денег в проекты.
Сегодня в России на рассмотрении региональных властей находится чуть меньше 10 трамвайных проектов. Почему именно теперь в стране взялись за данный вид транспорта?
Во всем мире наблюдается мощнейший ренессанс трамвайного хозяйства. Кроме того, трамвайные линии стали активно создавать даже в странах исключительно автомобильной культуры — в США, Канаде. Во‑первых, это обусловлено тем, что современные трамваи — это не те модели, которые были 20 лет назад, сейчас это легкорельсовый транспорт (Light Rail Transport), представляющий собой усовершенствованную пассажирскую рельсовую транспортную систему с подвижным составом, предназначенным для эксплуатации как вне улиц, так и на улично-дорожной сети. Он имеет большую провозную способность, чем автобусный транспорт, и характеризуется экологичностью, высоким комфортом и безопасностью. Кроме того, серьезно продвинулось вагоностроение, в том числе в России.
К сожалению, трамвайное хозяйство развивается, так сказать, в противофазе с остальным миром. Трамвайные линии имеются в 62 городах РФ, при этом, согласно официальным данным Росстата, за последнюю четверть века годовой объем перевозок трамваем сократился в 5,5 раз, в российских городах демонтировано порядка 20% трамвайных путей. Это происходило из-за иллюзии того, что транспортную проблему в городах можно решить исключительно за счет нагрузки на улично-дорожную сеть, однако планировочная структура городов всего постсоветского пространства на это совершенно не рассчитана. Сегодня в ряде городов России, в том числе в Санкт-Петербурге, активно продвигаются трамвайные проекты. Это означает, что упомянутые иллюзии постепенно уходят в прошлое. Наши города постепенно встраиваются в самые передовые на сегодня трамвайные тренды. Причем трамвай реально интересен и инвестору, так как в мегаполисах трафик будет только расти.