О своих намерениях исправить ситуацию с увядающей американской инфраструктурой нынешний президент США Дональд Трамп заявил еще в ходе предвыборной гонки. На фоне противоречивости многих его предвыборных пунктов эта инициатива, согласно социальным опросам , стала одной из всего лишь двух его предложений, достаточно широко поддержанных как республиканцами, так и демократами.
Хотя Трамп обещал разработать соответствующую инфраструктурную программу в течение первых 100 дней своего президентства, из-за наличия более приоритетных задач — в частности налоговой реформы и реформы здравоохранения — подготовка документа затянулась на год. Долгожданный «инфраструктурный план», призванный привлечь в проекты модернизации инфраструктуры страны в ближайшее десятилетие как минимум $1,5 трлн новых инвестиций, был представлен лишь в этот понедельник. При этом ключевым словом является именно «привлечь» — сам план предусматривает всего лишь $200 млрд федеральных ассигнований, то есть $20 млрд ежегодно.
Федеральные софинансирование
Ядром инфраструктурного плана стало предложение по наращиванию федерального финансирования инфраструктурных проектов. На эти цели направлены все средства, определенные документом — $200 млрд. При этом план предполагает несколько подпрограмм.
Ключевой статьей расходов плана станет программа стимулирования инфраструктурных инвестиций через предоставление федеральных капитальных грантов. Согласно документу, на эту программу пойдет 50% всего финансирования. Второй станет программа финансирования сельской инфраструктуры. На нее выделят $50 млрд, большую часть из которых в виде грантов получат штаты исходя из размера их сельского населения и протяженности региональных сельских дорог.
Еще $20 млрд будут выделены Министерству торговли США на новаторские и высокорисковые проекты в сферах транспорта, чистой и питьевой воды, энергетики и широкополосного интернета, кардинально изменяющие модели внедрения и использования инфраструктуры.
Столько же средств будет использовано на расширение действующих федеральных программ кредитования в целях поддержки сложных инфраструктурных проектов и более обширного применения механизма так называемых муниципальных «бондов под частную деятельность» (private-activity bonds). Еще $10 млрд предоставят федеральным агентствам для закупки дорогостоящих объектов недвижимости.
С помощью этих федеральных средств Трамп намерен стимулировать расходы региональных и местных органов власти и привлечь частные инвестиции в инфраструктуру, объем которых в совокупности и составит оставшиеся $1,3 трлн. Таким образом, логика плана предполагает смену подхода к федеральному финансированию инфраструктуры — если раньше федеральные гранты и иная помощь доминировали в структуре источников капитала проектов с федеральным участием, то сейчас основными инвесторами должны стать региональные и местные власти, а также частный сектор. Яркой иллюстрацией могут стать проекты в отношении межштатных автомагистралей — сейчас в них каждые 4 федеральных доллара софинансируются лишь одним долларом из бюджета более низкого уровня. В случае, если план будет реализован, структура финансирования изменится зеркальным образом.
Регуляторные послабления
Еще одной важной мерой плана станет устранение регуляторных барьеров. Так, Д. Трамп предлагает существенно сократить срок экологических разрешений на новые проекты. В настоящий момент этот процесс может занимать до 10 лет, а если план Трампа будет утвержден, то этот период сократится до всего лишь двух. В качестве одного из инструментов достижения этой задачи Трамп предлагает создать единый орган, ответственный за подготовку экологических экспертиз по проектам и выдачу конечных разрешений.
Данное предложение в какой-то степени напоминает аналогичную попытку Барака Обамы, который еще в 2012 году через президентский указ попытался сократить время одобрения инфраструктурных проектов.
Еще нерешенный вопрос
Утверждение инфраструктурного плана, однако, пока не гарантировано: последнее слово в любом случае за Конгрессом. При этом многие сомневаются, что план может быть утвержден в текущем варианте. В частности, план фактически не предусматривает каких-либо специальных механизмов финансирования предусмотренных им расходов. Эти механизмы, по словам представителей Трампа , — вопрос переговоров с законодателями.
Вторым проблемным аспектом является низкий потенциал увеличения инфраструктурного финансирования со стороны штатов и местных властей. Об этом, в частности, во вторник написало в своей аналитической статьей рейтинговое агентство Fitch Ratings.
Недовольны планом в целом демократы. По их мнению, объем федерального финансирования должен быть существенно выше. Так, чуть ранее демократическое крыло Палаты представителей США опубликовало свое видение инфраструктурного будущего страны — они предложили разработать программу на $1 трлн именно федеральных инвестиций.
Инфраструктурный разрыв
Популярность инициативы Трампа не случайна — американская экономика на сегодняшний день сталкивается с существенными инфраструктурными разрывами. По расчетам Американского общества инженеров-строителей , долгосрочное недофинансирование американской инфраструктуры составляет около $5 трлн. Например, только в сфере водоснабжения и водоотведения инфраструктурный разрыв уже в 2010 году составлял порядка $55 млрд при ежегодных капитальных затратах $36,4 млрд (то есть уровень недофинансированности составил 60%). Более того, по прогнозам организации, даже при сохранении исторического тренда на рост вложений в американскую водную инфраструктуру в реальном выражении к 2040 году разрыв увеличится до 74%.
В этой связи масштабный инфраструктурный план является важной необходимостью для США, однако в каком виде он будет принят пока совсем не понятно.
Источники: CNN , Vox.com , The Guardian , Fortune , Reuters , Bloomberg , РБК
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International