logo
 

Итоги дебатов: большинство экспертов выступают за принятие федерального закона о публично-частном партнерстве

Поделиться:

7 октября 2011

6 октября 2011 г. НП «Центр развития ГЧП» в рамках III Общероссийского Форума «Инфраструктурные проекты России: партнерство бизнеса и власти»* провел дебаты по теме «Федеральный закон о государственно-частном партнерстве: за и против».

В мероприятии приняли участие представители федеральных и региональных органов власти, бизнеса, консалтинговых структур, финансовых институтов и общественных организаций. Председательствовали на дебатах Председатель Правления Центра Павел Селезнев и начальник отдела ЧГП Департамента инвестиционной политики и развития ЧГП Министерства экономического развития РФ Мария Ярмальчук.

В ходе прений эксперты – сторонники и противники закона – подвергли рассмотрению существующее российское региональное и федеральное законодательство о государственно-частном партнерстве, а также мировую практику в данной сфере.

В группу сторонников закона вошли:

- Юрий Туктаров, партнер АБ «Линия права», член Правления НП «Центр развития ГЧП»;

- Сергей Молочных, заместитель директора по инфраструктурным проектам ОАО «Газпромбанк»;

- Довран Гарагозов, директор по развитию проектов  частно-государственного партнерства  ГК «РЕНОВА-СтройГруп»;

- Марат Гарипов, заместитель генерального директора ОАО «Корпорация развития Среднего Урала».

Группу противников составили:

- Евгения Зусман, старший юрист практики ГЧП и инфраструктуры юридической фирмы «Вегас-Лекс»;

- Сергей Самолис, старший менеджер по проектной деятельности «Евразийский банк развития»

- Дмитрий Царев, старший менеджер Департамента налоговых и юридических услуг «Ernst&Young»

- Владимир Усов, начальник отдела ГЧП управления инвестиционного и инновационного развития Комитета экономики Администрации Волгоградской области.

Основные аргументы выступающих против разработки федерального закона и за развитие региональной законодательной базы – это оперативность принятия законов на региональном уровне и возможность конкуренции субъектов друг с другом. Кроме того, по их мнению, совершенствование федерального законодательства возможно путем исключительно внесения поправок и дополнений в уже существующие законодательные акты, в частности, в ФЗ о «Концессионных соглашениях», Налоговый и Бюджетный кодексы. 

В свою очередь, сторонники закона акцентировали внимание на том, что в качественном плане проработка нормативных положений на федеральном уровне выше, чем на региональном. Партнер адвокатского бюро «Линия права» Юрий Туктаров также отметил, что формирование единого правового поля в сфере ГЧП позволит частным инвесторам достигать значительной экономии на консалтинговых работах и экспертизе, которые предваряют практическую стадию реализации проектов, а самое главное – обеспечит гарантии инвесторам в отношении рисков пересмотра проектов из-за несоответствия регионального законодательства федеральному.

Экспертная группа, оценивавшая тезисы сторонников и противников закона, не смогла придти к однозначному заключению, поскольку аргументы обеих сторон представляются весьма существенными. Вместе с тем, все эксперты убеждены, что в России необходимо развивать федеральное правовое регулирование государственно-частного (или публично-частного) партнерства. Большинство экспертов склоняется к тому, что именно принятие федерального закона о публично-частном партнерстве принесет положительный эффект, поскольку концессионное законодательство, Гражданский кодекс и др. акты не позволяют в полной мере сформировать под инвесторам универсальный правовой инструментарий.

Подводя итог дебатам, Мария Ярмальчук отметила, что данный вопрос нуждается в дальнейшей проработке. По ее словам, в Министерстве экономического развития в продолжение состоявшегося обсуждения планируется провести заседание рабочей группы с тем, чтобы окончательно определиться по вопросу необходимости принятия закона о публично-частном партнерстве. На этот счет также есть отдельное поручение премьер-министра Владимира Путина, по которому до конца года профильные министерства должны изучить вопрос и представить свои предложения по развитию нормативной базы для ГЧП-проектов.

Закрывая дебаты, Председатель Правления Центра Павел Селезнев также отметил, что обсуждение вопроса о принятии федерального закона будет продолжено на других площадках и в других форматах. По его словам, сейчас самое время определиться с вектором, по которому будет развиваться законодательство о ГЧП в России.

 

* III Общероссийский Форум «Инфраструктурные проекты России: партнерство бизнеса и власти» проводился в Москве 6 октября 2011 г. Организатором мероприятия выступила компания «TalkSquare» при содействии Внешэкономбанка, РСПП, Евразийского банка развития и Центра развития ГЧП.

К списку мероприятий