logo
 

Экспертный совет Центра развития ГЧП готовит пакет поправок в федеральное законодательство о государственно-частном партнерстве

Поделиться:

15 ноября 2011

9 ноября 2011 г. Центр развития ГЧП на площадке Ассоциации менеджеров России провел расширенное Экспертное совещание по вопросу развития правового регулирования государственно-частного партнерства в России.

Совещание было проведено в связи с Поручением Правительства РФ от 05.09.2011г. «О совершенствовании нормативного правового регулирования государственно-частного партнерства».

Вели совещание Павел Селезнев, председатель Правления Центра развития ГЧП, председатель Комитета по ЧГП Ассоциации менеджеров России и Сергей Беляков, директор Департамента инвестиционной политики и частно-государственного партнерства Минэкономразвития России.

В мероприятии участвовали свыше 50 экспертов – представителей федеральных госструктур, региональных органов власти, банковского и консалтингового сообщества, частных компаний, реализующих проекты ГЧП.

Главной темой совещания стало обсуждение текущего состояния законодательства о государственно-частном партнерстве в России и необходимости внесения в него существенных изменений, прежде всего, на федеральном уровне.

Центром развития ГЧП был представлен на рассмотрение участников совещания проект закона «О публично-частном партнерстве в Российской Федерации», разработка которого осуществлена рабочей группой из числа членов Экспертного совета Центра.

Предпосылкой для его написания, как отметил Павел Селезнев,  явились значительные пробелы в региональном законодательстве о ГЧП, приводящие к повышению стоимости проектов и торможению процесса их реализации в субъектах РФ.

Участники совещания пришли к выводу, что на основе действующего федерального и регионального законодательства о ГЧП реализация инфраструктурных проектов в ряде актуальных областей, например, социальной сфере (строительство детских садов, школьных учреждений) существенно затруднена. Так, отсутствуют такие важные положения и механизмы, как порядок передачи земельных участков для реализации проектов,  из-за чего согласно Земельному кодексу РФ это в каждом случае требует проведение длительных и сложных земельных аукционов.

Мнения экспертов расходятся пока лишь в том, нужен ли отдельный федеральный закон о государственно-частном партнерстве, или же будет достаточно принятия пакета поправок в действующее федеральное законодательство.

Среди выступивших в поддержку развития федерального правового регулирования ГЧП: Юрий Туктаров, управляющий партнер юридической компании «Линия Права», Довран Гарагозов, Директор Дирекции по развитию проектов частно-государственного партнерств Группы компаний «РЕНОВА-СтройГруп», Дмитрий Пузанов, заместитель генерального директора ОАО «Евразийский»,  Александр Долгов, управляющий партнер московского офиса Gide Loyrette Nouel, Евгения Зусман, старший юрист компании «Вегас Лекс» и др.

По итогам мероприятия Экспертный совет Центра развития ГЧП начинает готовить пакет поправок в концессионное законодательство, Земельный кодекс РФ, предложения о включении положений, регулирующих проекты государственно-частного партнерств, в проект федерального закона «О федеральной контрактной системе» и др.

Павел Селезнев, Председатель Правления Центра развития ГЧП:

«Данный федеральный закон  дополнит и систематизирует существующую законодательную базу о государственно-частном партнерстве. Самое главное: в рамках этого закона мы определяем понятие государственно-частного партнерства на федеральном уровне, четко прописываем конкурсную процедуру, определяем тем самым взаимоотношения государства и бизнеса и на региональном уровне, а также что самое главное, достигаем прозрачности и снижения  коррупциогенности в этом взаимодействии двух сторон».

Юрий Туктаров, партнер адвокатского бюро «Линия Права»:

«На практике мы сталкиваемся с огромной проблемой в реализации ГЧП-проектов – нет удобных и низкоризсковых правовых моделей. Весь выбор ограничен тяжелой и длительной процедурой концессий и арендной моделью. Пример - в сфере здравоохранения есть распространенная модель, которая на данный момент невозможна в России, когда частный партнер строит больницу, остается собственником и отдает ее в аренду муниципалитету, который  выкупает ее через 10 лет (design - build – lease- transfer). Это схема – «король моделей ГЧП» для соцсферы на Западе, очень хорошо финансируется банками, в том числе – школы и детские сады».

Довран Гарагозов, Директор по развитию проектов частно-государственного партнерства Группы компаний «РЕНОВА-СтройГруп»:

«Наличие развитой федеральной законодательной базы о ГЧП – ключевое условие для успешной реализации применения различных форм ГЧП, которые обеспечивали бы возможность вовлечения в проекты государственного и муниципального имущества, в первую очередь, земельных участков. Региональное законодательство такую возможность не дает и не может дать из-за существующих ограничений, в частности, прямого запрета на вовлечение земель, находящихся в госсобственности. Главное, что принятие федерального закона, либо точечных поправок не должно негативно повлиять на существующие региональные ГЧП-проекты, поскольку фактически легализует все то, что уже введено региональными законами в 46 субъектов, но входит в противоречие с существующим федеральным законодательством».

 

ДЛЯ СПРАВКИ

В настоящее время основными нормативными актами, регулирующими вопросы ГЧП в Российской Федерации, являются:

  • Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 г.
  • Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 г.
  • Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г.
  • Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г.
  • Бюджетный кодекс Российской Федерации
  • Земельный кодекс Российской Федерации
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков» от 11 ноября 2002 г.
  • Постановление Правительства Российской Федерации № 1016 «Об утверждении правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов» от 14 декабря 2010 г. и Постановление  Правительства Российской Федерации № 1017 «О порядке предоставления в 2011 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов» от 14 декабря 2010 г.

По оценкам экспертов, ни один из указанных нормативных правовых актов не содержит процедуры, позволяющей в рамках одной процедуры торгов осуществить отбор частного партнера и предоставить ему в совокупности право собственности на земельный участок, право аренды земельного участка, право собственности на здание/сооружение, право аренды здания/сооружения, проектно-сметную документацию, государственную/муниципальную гарантию и субсидию. Отсутствие такой процедуры препятствует осуществлению комплексных инвестиционных проектов ГЧП субъектами Российской Федерации.

Материалы по итогам мероприятия вышли в «Ведомостях» и «РБК daily».

К списку мероприятий