logo
 

Использование формата ЧКИ позволяет публичной стороне снизить издержки на подготовку проектов

Весьма успешной опцией концессионного законодательства следует признать механизм ЧКИ 

 

Глумов Евгений Александрович

Начальник Управления государственно-частного партнерства и инвестиционных проектов АНО «Дирекция Московского транспортного узла»

Поделиться:

Начальник Управления государственно-частного партнерства и инвестиционных проектов АНО «Дирекция Московского транспортного узла» Евгений Глумов о тенденциях и перспективах использования механизмов ГЧП для реализации проектов развития Московского транспортного узла.

15 сентября 2017 г. начался прием заявок на участие в конкурсе на право заключения концессионных соглашений в отношении строительства путепроводов на Московской железной дороге (МЖД). Объектами концессионного соглашения выступают путепровод на пересечении с ж/д путями Павелецкого направления МЖД в мкр. Востряково городского округа Домодедово Московской области и путепровод на пересечении с ж/д путями Ярославского направления МЖД в городском поселении Правдинский Пушкинского муниципального района Московской области.

При этом ключевая особенность данного конкурса в том, что он объявлен не по инициативе публичной стороны (сложившаяся практика реализации концессионных проектов), а в связи с наличием поданной заявки в порядке, так называемой, частной концессионной инициативы (подробней о данном механизме далее) и поступлением альтернативных заявок. Что свидетельствует о росте инвестиционного интереса не только к федеральным дорожным мега-проектам, но и к региональным менее капиталоемким объектам, но не менее сложным в плане структурирования.

Кстати в марте текущего года аналогично в порядке частной концессионной инициативы были заключены концессионные соглашения в отношении  таких объектов как «реконструкция участка автомобильной дороги 46К-1151 «Звенигород-Колюбакино-Нестерово» со строительством путепровода через железнодорожные пути и прилегающей рабочей зоной пункта взимания платы в Одинцовском районе Московской области» и ««реконструкция участка автомобильной дороги 46К-1081 «Кубинка-Наро-Фоминск» со строительством путепровода через железнодорожные пути и прилегающей рабочей зоной пункта взимания платы в Наро-Фоминском районе Московской области».

Инвестиционные проекты развития транспортной инфраструктуры МТУ

Анализ данных по реализованным в 2016 году инвестиционным проектам показывает, что большая часть инвестиций на территории Москвы и Подмосковья направлена в проекты строительства автомобильных дорог, а также объектов дорожной инфраструктуры и сервиса – 74% от общего объема (1419 млрд. руб.); 13% (243 млрд. руб.) приходится на железнодорожный транспорт; замыкает тройку приоритетных для инвестирования отраслей общественный транспорт общего пользования, на который выделено 6% или 110 млрд. рублей. (см. диаграмму 1). 

 

Диаграмма 1. Общий объем инвестиций по отраслям 

Источник: Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области

С точки зрения механизма реализации инвестиционных проектов в транспортной отрасли безусловный лидер по использованию – Федеральный закон № 115 «О концессионных соглашениях». 

Диаграмма 2. Распределение ГЧП проектов в транспортной отрасли по форме реализации

Источник: Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Реализация концессионных проектов без конкурса

Весьма успешной опцией концессионного законодательства следует признать механизм ЧКИ (ЧКИ). В случае использования данной формы структурирования концессионной сделки частный инвестор самостоятельно готовит проект КС, ТЭО и направляет публичному партнеру. Уполномоченный орган в течение 30 календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает решение о возможности его заключения на представленных в предложении либо иных условиях или решение о невозможности заключения соглашения с указанием основания отказа.

В случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях уполномоченный орган в срок 10 дней со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения.

В случае, если в срок 45 дней с момента размещения на официальном сайте о проведении торгов не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе оно заключается с инициатором без проведения конкурса на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения (проекте концессионного соглашения с внесенными изменениями).

Использование формата ЧКИ позволяет публичной стороне снизить издержки на подготовку проектов, а частному инвестору – повысить качество подготовки и банкуемость проекта

В Московской области с использованием модели ЧКИ в текущем году было подписано два концессионных соглашения в транспортной сфере. 

Платежные механизмы транспортных проектов ГЧП

Транспортные проекты могут быть реализованы как в режиме платности для конечного потребителя, так и быть бесплатными (в силу невозможности организации альтернативных платных маршрутов движения, социальных причин и прочих). Соответственно, финансовые модели концессий могут быть разными:

–  Плата за доступность – возврат вложений частного инвестора полностью или в большей мере обеспечивается за счет платежей от публичного партнера, включая компенсацию затрат на создание и эксплуатацию объекта, а также обеспечение определенного уровня доходности и покрытие расходов на обслуживание привлеченного финансирования;

–  Прямой сбор платы и осуществление иной коммерческой деятельности по регулируемым ценам (тарифам) – частный партнер обеспечивает возврат инвестиций за счет прямого сбора платы за услуги, товары, работы с потребителей и иной коммерческой деятельности по регулируемом ценам (тарифам), при этом в силу особенностей законодательства при данном механизме возврата также часто используется компенсация невозмещенных капитальных капитальный затрат частного партнера по завершению проекта за счет публичного партнера;

–  Минимальная гарантированная доходность со стороны публичного партнера – частный партнер обеспечивает возврат инвестиций за счет прямого сбора платы за услуги, товары, работы с потребителей и иной коммерческой деятельности, в том числе по регулируемым ценам (тарифам), при этом соглашение предусматривается условное обязательство публичного партнера компенсировать установленную недополученную прибыль за определенный период;

–  Прямой сбор платы и осуществление иной коммерческий деятельности без дополнительных гарантий со стороны публичного партнера – частный партнер обеспечивает возврат инвестиций исключительно за счет осуществления коммерческой деятельности без каких-либо гарантий со стороны публичного партнера.

ДМТУ как координатор бюджетных и инвестиционных проектов

АНО «Дирекция Московского транспортного узла» в рамках своей деятельности по координации транспортных проектов города Москвы, Московской области и федеральных транспортных проектов осуществляет синхронизацию мероприятий программ развития транспортной инфраструктуры Московского региона различного уровня и отраслевой принадлежности, а также реализует комплекс организационных и технических мероприятий по координации деятельности органов исполнительной власти в области развития инфраструктуры Московского транспортного узла. Особое внимание в Дирекции уделяется взаимодействию с потенциальными инвесторами по вопросам реализации инвестиционных проектов развития транспортной инфраструктуры Московской транспортной агломерации. В настоящий момент АНО «Дирекция Московского транспортного узла» (далее – Дирекция) сопровождает и прорабатывает ряд инвестиционных проектов регионального и федерального уровня, в том числе:

• Проект развития Московского авиационного узла по концессионной модели (подготовка концессионных соглашений, согласование финансово-экономических параметров, подготовка проектов распорядительных актов);

• Проект развития скоростного внеуличного транспорта Московской области (разработка концепции проекта, подготовка конкурсной документации по первому пусковому комплексу).

Также Дирекцией проводится разработка вариантов внебюджетного финансирования региональных проектов транспортной инфраструктуры:

–  строительство пешеходных переходов над железнодорожными путями и автомобильными дорогами;

–   развитие парковочного пространства, включая строительство многоуровневых парковок;

–   строительство автомобильных дорог;

–   строительство путепроводов через ж/д пути;

–   создание транспортно-пересадочных узлов;

–    развитие инфраструктуры водного транспорта

В рамках указанной деятельности Дирекцией осуществляется взаимодействие с органами власти, ответственными за инвестиционную деятельность, отраслевыми органами власти, финансовыми организациями и потенциальными инвесторами.

Кроме того, Дирекция совместно с Министерством инвестиций и инноваций Московской области в настоящий момент разрабатывает типовые инвестиционные решения для реализации транспортных проектов Московской области, не обеспеченных финансированием, на основе механизмов государственно-частного партнерства, в том числе с возможностью возмещения расходов инвесторов на предпроектной стадии. 

 

22.09.2017