logo
 

В Мире: национальная инфраструктурная комиссия в Шотландии, малазийское ГЧП 2.0 и доходность инвестиций в американскую инфраструктуру

Поделиться:

В ШОТЛАНДИИ СОЗДАДУТ НАЦИОНАЛЬНУЮ ИНФРАСТРУКТУРНУЮ КОМИССИЮ

На этой неделе в Шотландии прошел ежегодный съезд Шотландской национальной партии (Scottish National Party, SNP), возглавляемой действующим первым министром страны Николой Стерджен. Одной из ключевых дискуссионных тем мероприятия стала сфера инфраструктуры, развитие которой является приоритетом текущего правительства.

В своих выступлениях ключевые лица партии подтвердили приверженность целям, объявленным в первой половине этого года: созданию государственного инвестиционного банка с капитализацией в £2 млрд для финансирования инновационных инфраструктурных проектов и наращиванию бюджетных расходов по сравнению с текущими затратами не менее чем на 1% ВВП в год.

Были анонсированы также и дополнительные меры. В частности, в ближайшее время в стране будет сформирована Национальная инфраструктурная комиссия. Задачей новой организации, в состав которой войдут представители правительства и делового сообщества, станет обеспечение эффективности предусмотренных планом правительства дополнительных бюджетных инфраструктурных расходов, общая сумма которых к 2026 году составит порядка £7 млрд. Основная функция Комиссии будет заключаться в определении приоритетных направлений инфраструктурных инвестиций государства.

В ходе съезда также обсуждался вопрос создания государственной инфраструктурной компании, которая могла бы стать ключевым участником запускаемых проектов. Идею поддержало большинство членов партии. Дополнительно необходимость такой компании будет проанализирована как раз Новой инфраструктурной комиссией.

Все эти меры в той или иной степени направлены на снижение зависимости ключевой общественной инфраструктуры Шотландии от частных инвестиций. В то же время ГЧП, вероятно, по-прежнему будет востребовано, но в более консервативной форме и ограниченном количестве. В качестве модели, вероятно, будет выбран подход Уэльса – так называемая «модель совместных инвестиций» (Mutual Investment Model), модификация классического британского ГЧП, внедренная в октябре прошлого года. Такая схема предполагает, что частный партнер полностью финансирует и осуществляет создание и последующее техническое обслуживание объекта, передавая государству обязательство по оказанию конечной инфраструктурной услуги. Возврат частных инвестиций и компенсация текущих затрат обеспечивается за счет платы за доступность; по окончании соглашения право собственности на объект переходит публичной стороне.

Одной из примечательных идей, озвученных в ходе съезда, стало предложение Министра транспорта и инфраструктуры Шотландии: он отметил, что, с учетом текущих тенденций и будущих вызовов, государству целесообразно приравнять по приоритетности проекты цифровой инфраструктуры к проектам традиционной инфраструктуры – дорогам, больницам, школам.

Источники: DailyMail.co.uk, commonspace.scot, infrastructure-intelligence.com

МАЛАЗИЙСКОЕ ГЧП 2.0: ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОВЫСИТ ПРОЗРАЧНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТОВ

На этой неделе в малазийской столице Куала-Лумпур прошла организованная новым правительством инвестиционная конференция. В ее рамках было объявлено о корректировке правительственной политики в отношении привлечения инвестиций – предполагается, что государство максимально устранится от участия в инвестиционных проектах, снизит роль государственных и квазигосударственных компаний, доминирование которых сильно ограничивало конкурентоспособность частного сектора, а также повысит общую прозрачность всех административных процедур.

Конкретные изменения коснутся сферы ГЧП – министр финансов страны объявил о том, что в ближайшее время будет осуществлен переход на модель «ГЧП 2.0». Ключевой корректировкой станет отказ от процедуры прямых переговоров в качестве основного инструмента отбора частного партнера – отныне все проекты в обязательном порядке будут выставляться на конкурс. По мнению правительства, предыдущий формат поиска партнера была крайне коррупциогенным. В дополнение к этому правительство запретит «расплачиваться» с частными инвесторами землей – раньше вместо денежной компенсации, например, в виде платы концедента или права осуществлять прямой сбор платы с потребителей, во многих проектах в обмен на инфраструктурные вложения частные партнеры получали в собственность землю, даже ту, которая не имела к проекту никакого отношения.

Источник: malaymail.com

ИССЛЕДОВАНИЕ: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПЕНСИОННЫЕ ФОНДЫ ЗАРАБАТЫВАЮТ НА ИНФРАСТРУКТУРЕ МЕНЬШЕ ОСТАЛЬНЫХ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ИНВЕСТОРОВ

В конце прошлого месяца специалисты Национального бюро экономических исследований США опубликовали исследование, посвященное анализу доходности по инфраструктурным инвестициям в американскую инфраструктуру, сделанным институциональными инвесторами различного типа. В рамках эконометрического исследования авторы проанализировали влияние различных факторов, включая принадлежность инвестора к тому или иному типу, на несколько зависимых переменных, в том числе альтернативные показатели доходности: внутреннюю норму доходности (IRR) и мультипликатор инвестированного капитала (MOIC).

Ключевой статистически значимый результат наблюдений говорит о том, что среди всех институциональных инвесторов наименьшую прибыль из инфраструктурных инвестиций извлекают государственные пенсионные фонды, как американские, так и зарубежные. При прочих равных их внутренняя норма доходности в среднем на 1,3% ниже, чем у остальных типов институциональных инвесторов, в том числе частных пенсионных фондов. При этом именно государственные пенсионные фонды являются основным источником инфраструктурного финансирования – на них приходится более трети всех вложений.

Авторы объясняют такую ситуацию тем, что государственные фонды могу быть подвержены определенному политическому давлению, зачастую предпочитают инвестировать в проекты, реализуемых в их же штатах, что ограничивает их выбор, а также не обладают достаточным уровнем компетенций.

По оценке авторов, государственные пенсионные фонды, инвестирующие в американскую инфраструктуру, ежегодно теряют от $700 млн до $3,2 млрд прибыли.

Источник: исследование Национального бюро экономических исследований США

 

К списку новостей

Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International