logo
 

В Мире: ГЧП в системе высшего образования США, отказ Албании от ЧКИ 
и концепция «умного города» Узбекистана

Поделиться:

ЭКСПЕРТ РАССКАЗАЛ О ПРЕИМУЩЕСТВАХ ГЧП ДЛЯ ВУЗОВ США

Механизмы ГЧП поднимают качество образования американских вузов, которые все чаще прибегают к ним при реализации стратегий развития, - такого мнения придерживается партнер юридической фирмы «Husch Blackwell» Чарльз Реннер, который 28 января дал интервью профильному изданию «Inside Higher Ed».

В США, как и везде, не хватает бюджетных средств для полноценного развития высшего образования. Располагающийся в Вашингтоне исследовательский Центр бюджетной политики сообщил, что 46 из 50 штатов США в 2015-2016 годах вкладывали бюджетных средств в расчете на 1 учащегося меньше, чем в период до 2010 года. В среднем объем выделяемых средств снизился на 18%, а в 9 штатах сократился на треть.

Американские вузы по-разному справляются с бюджетными ограничениями. Одни повышают цену за учебу, другие оптимизируют расходы: сокращают учебные часы, программы и кафедры, расформировывают университетские спортивные команды, сокращают штат административных работников. Третьи увеличивают расходы из средств эндаумента (фонда пожертвований в целевой капитал).

Поскольку очевидно, что вышеперечисленные меры не являются долгосрочным решением проблемы финансирования, в последнее время вузы США все больше интересуются применением механизмов ГЧП. Если 10 лет назад в сфере высшего образования проекты ГЧП были единичными, то теперь их более 30. «Ведь ГЧП - это не только про деньги внебюджета. Это про опыт, компетенции и экспертизу, которые в совокупности поднимают университетские проекты на новый уровень», - объясняет Чарльз Реннер.

Партнер «Husch Blackwell» также поделился первыми историями успеха.

Государственный университет Уэйна в 2018 году с помощью механизмов ГЧП осуществил снос, а затем строительство студенческих общежитий на 400 человек. Срок реализации проекта составит 40 лет. Возврат инвестиций частной стороны на проектирование, строительство и эксплуатацию будет обеспечен по модели платы за доступность.

Университет Калифорнии в Мерседе произвел расширение кампуса на 89 гектаров, выделив 200 тыс. м² под новые объекты: учебные корпуса, административные здания, исследовательские лаборатории, склады и общежития. 1,2 млрд долл. составила общая сумма инвестиций по проекту, что делает его крупнейшим из проектов ГЧП США в сфере образования. Плата за доступность в адрес концессионера была рассчитана по специальной формуле с учетом особенностей проекта на протяжении всего жизненного цикла, который составит 39 лет. В частности, финансовая модель предполагает, что возможная сверхприбыль будет поровну распределяться между сторонами соглашения.

Эксперт уверен, что используемые в проектах ГЧП подходы принесут пользу, даже если вуз структурирует 100% бюджетный проект. В 2014 году Университет Канзаса объявил конкурс на разработку финансовой документации под проект ГЧП на сумму в 350 млн долл., который предполагал расширение кампуса на 22 гектара. В адрес вуза поступило несколько заявок, содержавших маркетинговый анализ, матрицу рисков и расчеты финансовой модели. Выбрав победителя, вуз тем не менее пришел к выводу, что выгоднее взять кредит у одной из государственных финансирующих организаций и реализовать проект без привлечения частного капитала. «На самом деле, не будь у них расчетов тех, кто подавал заявку на ТЭО под проект ГЧП, к такой выгодной схеме университет бы не пришел», - заметил эксперт.

Для тех вузов, которые задумываются о ГЧП, Чарльз Реннер дает 2 ключевых рекомендации: тщательно выбирать партнеров и заручиться поддержкой местного населения и других заинтересованных лиц, чтобы минимизировать политические риски.

Завершил беседу Чарльз Реннер такими словами: «Если компетентно и ответственно подходить к проектам, то государственно-частное партнерство помогает вузу выделиться на общем фоне и показать, что здесь знают, как решать вопросы. Успех ГЧП-инициативы формирует бренд и улучшает имидж. Больше вузов должны всерьез задуматься над применением механизмов ГЧП».

Источник: insidehighered.com

АЛБАНИЯ ОТКАЖЕТСЯ ОТ ЧАСТНОЙ КОНЦЕССИОННОЙ ИНИЦИАТИВЫ В СФЕРЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Проекты ГЧП в сфере дорожного строительства Албании будут запускаться только по инициативе публичной стороны. Об этом сообщил 22 января министр финансов Арбен Ахметай. При этом возможность подачи частной концессионной инициативы (ЧКИ) сохранится для таких инфраструктурных объектов как порты, аэропорты, железные дороги и электростанции. Поправки в законодательство о ГЧП направлены Министерством финансов в парламентский Комитет по экономике и финансам и могут вступить в силу с 1 июля 2019 года.

В январе 2019 года выступающие кредиторами Правительства Албании Всемирный банк, МВФ и ЕБРР потребовали приостановить ГЧП-проект по строительству магистрали Кашар – Кодер-Тумана с предполагаемым объемом инвестиций в 244 млн евро, пока не будет повышена прозрачность процедур отбора концессионера и управления проектами ГЧП. Также Албании рекомендовали полностью отказаться от процедуры ЧКИ.

Основным предметом критики выступила практика начисления 10 бонусных конкурсных очков лицу, подавшему ЧКИ. По мнению международных финансовых институтов, это во многих случаях заведомо определяет победителя.

Внесенные в парламент поправки учитывают критику частично, так как запрещают подачу ЧКИ только в сфере автодорожного строительства, однако взамен 10 бонусным очкам предусматривают компенсацию затрат заявителя ЧКИ на разработку документации в размере 1% от общего объема предполагаемых инвестиций. По мнению Арбена Ахметая, это обеспечит справедливость конкурса и удовлетворит требованиям международных институтов. Дополнительно министр финансов пообещал усилить мониторинг на этапе конкурсных процедур и во время реализации проектов.

Глава офиса ЕБРР в Тиране Маттео Коланджели в интервью изданию «IntelliNews» прокомментировал ситуацию: «Структурирование и отбор проектов ГЧП должны быть прозрачными. Большинство поданных через ЧКИ соглашений о ГЧП в Албании не регулируют то, как будет распределяться генерируемая проектом прибыль. Указывается, например, что концессионер строит дорогу, а концедент компенсирует затраты на строительство в течение 10 лет. И все». Коланджели пояснил: «ЕБРР любит ГЧП, но такие проекты надо качественно структурировать и проводить прозрачный конкурс, желательно международный».

Источники: reuters.com,intellinews.com

УЗБЕКИСТАН УТВЕРДИЛ КОНЦЕПЦИЮ ВНЕДРЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ «УМНОГО» ГОРОДА

Узбекистан займется внедрением технологий «умного» города, сообщает корреспондент «Хабар 24». 18 января Кабинет Министров утвердил Концепцию «Умный город», цель которой - создание инженерно-коммуникационной инфраструктуры и повышение качества жизни в крупных городах. Реализовать программу планируют к 2030 году.

Финансироваться мероприятия будут из средств бюджета, за счет кредитов международных банков и на основе механизмов государственно-частного партнерства. 

Концепция «Умный город» охватывает 10 направлений: от развития общественного транспорта, образования и медицины до водоснабжения и жилищно-коммунального хозяйства.

Отдельное внимание уделено вопросам городского управления. К 2030 году будет создана государственная информационная система «Народный контроль», внедрен комплекс электронного голосования с возможностью автоматизированной регистрации избирателей и установкой электронных урн для сканирования бюллетеней с QR-кодом.

На местном уровне Узбекистан будет внедрять сервисы для электронного голосования собственников жилья в многоквартирных домах и принятия решений по выделению пособий социального назначения.

Концепция также предусматривает развитие мобильных приложений для вызова и оплаты такси, расширение сети заправочных станций и организацию сбора мусора в каждом микрорайоне.

Председатель комитета махалли «Семург» района Яшнабад Нурмамат Нурматов поддерживает планы Правительства: «Нужно работать в тесном контакте с населением. Знать об их проблемах и заботах. Получать информацию о трудоустройстве. С развитием новой системы нам будет легче знать это все, решать проблемы и развивать свои районы».

Принятие концепции «Умный город» продолжает работу Узбекистана по внедрению цифровых технологий во все сферы экономики и общества. В 2015 году создано Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций. В 2018 году утверждены меры по развитию цифровой экономики и начата разработка программы «Цифровой Узбекистан - 2030».

Источники: 24.kzaxbor.sorbon.ru

К списку новостей

Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons Attribution 4.0 International