logo
 

Муниципалитет не в состоянии сегодня поставить четкую задачу инвестору по модернизации инфраструктуры, подготовить соответствующие объекты для передачи в концессию

Для повышения качества проектов и увеличения объема реальных финансовых вложений необходимы стабильная правовая среда, гарантирующая неизменность правил игры в отрасли, и компетентный заказчик

 

Елена Довлатова

Исполнительный директор Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения

Поделиться:

По нашим данным, сегодня в сфере водоснабжения и водоотведения реализуется 350 концессий на общую сумму 122 млрд рублей. При этом 93,4 млрд рублей (76%) приходится всего на три проекта (Волгоград, Саратов и Тюмень), остальные 28,6 млрд рублей (24%) распределены другими городами. Более 80% концессий в отрасли предусматривают инвестиций на сумму 10 млн рублей сроком на 30 лет. Однако пока концессионные проекты в коммунальной инфраструктуре остаются во многом номинальными: идет активный количественный рост проектов и планируемых инвестиций, но качество и реальные вложения пока не позволяют говорить о высокой эффективности концессионных инструментов. Особенно это заметно, когда речь заходит о системах водоснабжения и водоотведения в малых городах.

В муниципальных образованиях не готовы к заключению концессионных соглашений по формальным причинам: отсутствуют акты технического обследования, устарели схемы водоснабжения и водоотведения, не поставлены на кадастровый учет объекты недвижимости, не оформлены права собственника, разрешительные документы (лицензии на добычу подземных вод, документы, связанные с негативным воздействием на водные объекты и др.).

Острой остается проблема текущей кредиторской задолженности унитарных предприятий. В целом по отрасли объем долгов составляет 42% от годовой выручки профильной организации, а в отдельных случаях размер «кредиторки» превышает годовую выручку водоканала.

Многие водоканалы в малых городах работают по упрощенной системе налогообложения (УСН) и не являются плательщиками НДС. Между тем, концессионер обязан уплачивать НДС независимо от системы налогообложения. При переходе в концессию тарифы сразу увеличиваются на 18%, а с 1 января 2019 года увеличение будет составлять 20%, что не позволяет уложиться в предельный индекс платы граждан за коммунальные услуги и сильно влияет на возможности по возврату инвестиций.

Особое внимание необходимо обратить на проблемы, возникающие при реализации концессий в сфере водоотведения. Во многих небольших и сельских городских поселениях очистные сооружения канализации (ОСК) или отсутствуют, или не осуществляют очистку сточных вод до нормативных требований. Создание новых ОСК или реконструкция имеющихся требует значительных вложений. По расчетам специалистов РАВВ, основанным на опыте подготовки концессионных соглашений в малых городах Смоленской, Тульской и Архангельской областей, объем затрат на реконструкцию ОСК в городе с населением около 50 тысяч жителей составляет примерно 500 млн рублей. При этом весь годовой оборот водоканала в сфере водоотведения составляет 50-60 млн рублей. Сроки окупаемости проектов по реконструкции очистных сооружений составляют от 60 до 170 лет, а в случае нового строительства соответствующих объектов — 140-250 лет. Очевидно, что в таких условиях без поддержки государства не обойтись.

Таким образом, проведенный РАВВ анализ практики реализации концессий в сфере водоснабжения и водоотведения подтверждает острую необходимость в системной господдержке инвестиционной активности в отрасли. Кроме того, для повышения качества проектов и увеличения объема реальных финансовых вложений необходимы стабильная правовая среда, гарантирующая неизменность правил игры в отрасли, и компетентный заказчик. К сожалению, муниципалитет не в состоянии сегодня поставить четкую задачу инвестору по модернизации инфраструктуры, подготовить соответствующие объекты для передачи в концессию, контролировать выполнение обязательств сторон. Поэтому требуется планомерное и регулярное обучение на местах сотрудников органов местного самоуправления работе по реализации инфраструктурных ГЧП-проектов. Тем не менее, РАВВ продолжает шаг за шагом запускать концессионные проекты в малых городах, анализировать возникающие сложности и формулировать предложения по их устранению, вести диалог с профильными органами власти. Важной поддержкой в этой работе на протяжении многих лет остается Фонд содействия реформированию ЖКХ, который сегодня, по сути, стал компетентным институтом поддержки инфраструктурных проектов.

Кроме того

Концессионер в сфере водоотведения может быть подвергнут штрафу за негативное воздействие на окружающую среду в период с момента заключения концессионного соглашения и до момента завершения работ по созданию и реконструкции очистных сооружений. Размеры штрафов составляют 20-30 млн рублей в год при годовом обороте в сфере водоотведения 50-60 млн рублей.

Источник: Строительная газета