logo
 

Какие системные задачи в сфере ГЧП решают поправки законодательства, предложенные для исполнения «дорожной карты» по инфраструктурной ипотеке?

Какие системные задачи в сфере ГЧП решают поправки законодательства, предложенные для исполнения «дорожной карты» по инфраструктурной ипотеке?

 

Поделиться:
Ольга Ревзина
партнер, Герберт Смит Фрихилз

Поправки, предложенные Минэко­номразвития, адресуют целый ряд вопросов и проблем рынка, возникав­ших в последние годы на практике.

Например, поправками вводится чет­кое разграничение между понятиями капи­тального гранта и платы концедента и прямо предусматривается, что плата концедента мо­жет полностью компенсировать затраты на со­здание объекта (полная компенсация расходов инвестора из бюджета стала камнем преткно­вения в резонансном “башкирском деле”).

Кроме того, предлагается разрешить подтвер­ждать соответствие конкурсным требованиям к квалификации со ссылкой на опыт акционе­ров или партнеров заявителя. Поправки также прямо предусматривают возможность рассмо­трения споров из концессионных соглашений в международном коммерческом арбитраже.

Среди других важных новелл стоит назвать возможность конкурсного отбора финансиру­ющей стороны, проводимого одновременного с основным конкурсом, а также проведения совместных конкурсов несколькими публич­но-правовыми образованиями, в результате ко­торых заключается одно соглашение.

Предлагаемые изменения направлены на сни­жение рисков инвесторов и повышение гиб­кости законодательного регулирования кон­цессий и ГЧП. Тем не менее, необходимо учитывать, что делать окончательные выводы пока рано, так как сейчас поправки находятся на этапе общественного обсуждения, и могут претерпеть изменения в будущем.

Максим Ткаченко
Исполнительный директор Национального Центра ГЧП

В целом, законопроект стал итогом последовательной деятельности ре­гулятора по анализу существующих на рынке проблем, оценке потребности в регулировании пробельных вопросов и корректировке ошибочных норм законода­тельства, отрицательно «проявивших себя» на практике.

Пакетом поправок предлагается донастроить формы финансирования проекта публичной стороной: определить содержание капгранта и платы концедента, а также прямо обозначить возможность включения в проект МГД.

Глобальным является изменение подхода к определению объектов ГЧП, которое полно­стью устраняет необходимость корректировки закона для совершенствования перечня объ­ектов, и открывает «новые горизонты» приме­нения ГЧП-механизмов в отношении объектов недвижимого имущества.

Меняется и подход к решению спорных во­просов правоприменения. Проект предлагает опробовать механизм подготовки разъяснений по неоднозначным вопросам законодатель­ства, что существенно сократит количество возникающих споров, их доведение до рассмо­трения правоохранительными органами.

В части отбора инвестора и заключения со­глашений проект решает наболевшие вопросы предквалификации, вводит справедливую нор­му о компенсации расходов не победившего в конкурсе частного инициатора, а также уста­навливает множественность публичных сторон в одном соглашении, что позволит синхрони­зировать деятельность публичных образова­ний при реализации совместного проекта ГЧП.

Отдельно стоит отметить, что проект, наконец, решает один из самых насущных для рынка концессий экономических вопросов — он го­ворит о возможном обязательстве публичной стороны гарантировать закупки услуг, оказы­ваемых с использованием объекта ГЧП.

И наконец, проект обращается к донастройке 224‑ФЗ, снятию препятствий к его реализа­ции — он предлагает устранить несправедли­вость норм о залоге объекта ГЧП за счет уста­новления рыночной цены для выкупа объекта.

Владимир Килинкаров
советник, руководитель российской практики ГЧП Dentons Europe

Как ни парадоксально, одним из ос­новных вызовов на инфраструктурном рынке уже не первое десятилетие яв­ляется законодательство. Некоррек­тно сформулированные положения Закона о концессионных соглашениях и За­кона о ГЧП вкупе с большим количеством ба­рьеров и ограничений, с которыми сопряжено структурирование проектов ГЧП, не отвечают потребностям экономического развития и су­щественным образом тормозят приток част­ных инвестиций в публичную инфраструктуру. В дорожной карте развития “инфраструктур­ной ипотеки”, действительно, отражены мас­штабные планы по совершенствованию право­вого регулирования.

Предложений довольно много, ряд из них еще не проработан и обозначен недостаточно чет­ко. Из того, что более менее конкретно, сле­дует выделить признание Минэкономразвития России регулятором рынка ГЧП, расширение перечня объектов КС и СГЧП за счет воз­можности заключения соглашений в отноше­нии движимого имущества без обязательного включения в объект недвижимости, а также предоставление Правительству РФ полномо­чий по определению объектов, в отношении которых допускается заключение соглашений. Кроме того, решаются проблемы финансирова­ния проекта с публичной стороны — определя­ется содержание и природа платы концедента, а также концепция гарантии минимальной до­ходности, регламентируются гарантии госза­каза по принципу абонентского договора «take or pay». Стимулирование частной инициативы инвесторов предлагается за счет введения долгожданной компенсации расходов участ­ника конкурса, выступившего с инициативой заключения КС или СГЧП, но не победившего в конкурсе, на подготовку проекта (в размере до 1% от CAPEX). Кроме того, предлагается исключение запрета на участие кредитных ор­ганизаций и других юридических лиц, контро­лируемых государством, на стороне частного партнера в проектах ГЧП, а также закрепление возможности участия на стороне концедента (публичного партнера) в рамках одного согла­шения нескольких публично правовых образо­ваний — данные меры расширят возможности проектного финансирования и спектр возмож­ных проектов ГЧП.